Статьи

Меню пира опричников

О многих знаменательных датах из истории нашего отечества мы узнали из описаний того или иного пира. Так, самое раннее упоминание о Москве, которое принято за точку отсчета возраста нашей столицы, тоже связано с пиром, устроенным князем Юрием Долгоруким в честь князя Святослава Ольгокича и его дружины.
В первые столетия после принятия христианства пиры носили «демократический» характер. На пир сходились и съезжались люди всех сословий: князья, бояре, гости — купцы, посадские люди, поповичи, крестьяне, и чем почетнее был пир, тем большей разнородностью отличался состав гостей. На пиру хвастались силой, богатырской удалью, службой и всяким добром, короче, всем, чем можно похва статься перед людьми. В основе отношений здесь лежало такое понятие, как «честь и место», то есть гостю оказывался почет и отводилось место за столом в соответст вии с местом, которое человек занимал в обществе.
Сами великие князья потчевали гостей, ели и пили вместе с ними. Известный русский историк А. В. Терещенко в своем уникальном труде «Быт русского народа» по этому поводу замечает: «Вельможи и зпаменитые духовные особы мешались с толпой гостей всякою сословия: дух братства сближал сердца. Это было до угнетения Руси татарами. Азиатская гордость и недоступность испортили древние по хвальные наши обычаи».
Чем больше утрачивали пиры свои демократические основы, тем пышнее и роскошнее они обставлялись. По обилию яств и «питий» пиршества наших са овитых предков не уступали знаменитым древнеримским оргиям. Изощренное чревоугодничество пировавших и гастрономическая фантазия кулинаров не знали пределов.
Древние источники донесли до нас десятки меню «великих» пиров. Бесконечен, например, перечень кушаний, приведенный безымянным автором «Слова о богатом и убогом». Но чтобы не утомлять читателя непривычными для современного уха старославянскими оборотами и терминами, процитируем роман А. К. Толстого «Князь Серебряный» — описание пира, устроенного Иваном Грозным для своей братии из 700 опричников:
«...На столах в это время, кроме солонок, перечниц и уксусниц, не было никакой посуды, а из яств стояли только блюда холодного мяса па постном масле, соленые огурцы, сливы и кислое молоко в деревянных чашках...
Множество слуг в бархатных кафтанах фиалкового цвета, с золотым шитьем стали перед государем, поклонились ему в пояс и по два в ряд отправились за кушапьем. Вскоре они возвратились, неся сотни две жареных лебедей на золотых блюдах. Этим начался обед.
...Когда съели лебедей, слуги вышли попарно из палаты и возвратились с тремя сотнями жареных павлинов, которых распущенные хвосты качались над каждым блюдом в виде опахала. За павлинами следовали кулебяки, курники, пироги с мясом и сыром, блины всех возможных родов, кривые пирожки и оладьи».
Обед продолжался. «На столы поставили сперва разные студени; потом журавлей с пряным зельем, рассольных петухов с имбирем, бескостных куриц и уток с огурцами. Потом принесли разные похлебки и трех родов уху: курячью белую, курячью черную и курячью шафранную. За ухою подали рябчиков со слипами, гусей с пшеном и тетерок с шафраном.
...Отличились в этот день царские повара. Никогда так не удавались им лимонные кальи, верченые почки и караси с бараниной... Хороши и вкусны были также зайцы в лапше, и гости, как уже ни нагрузились, но не пропустили ни перепелов с чесночною подливкой, ни жаворонков с луком и шафраном...»
Эта зарисовка довольно точно воспроизводит церемонию подачи блюд и сами кушанья XVI века.
Made on
Tilda